Борис Куприянов, профессор департамента педагогики МГПУ, рассмотрел
основы реализации дополнительных общеобразовательных программ на открытом вебинаре "Разработка и экспертиза дополнительных общеобразовательных программ»".
Тема вебинара привлекла большое количество участников со всей страны. И это не удивительно! Подозреваю, что участники надеялись на то, что им наконец-то откроют тайну как нужно писать дополнительные общеразвивающие программы. Но увы, чудо не произошло!
Поделюсь впечатлениями, почему не случилось катарсиса и какие выводы были мной сделаны. Профессор делился исключительно личным пониманием сущности дополнительного образования. Так например, он считает, что дополнительное образование общеразвивающего типа предназначено для работы в основном с одаренными детьми. Методолог сделал акцент на доминирующей функции воспитания в дополнительном образовании, при этом транслировал под воспитанием в этой сфере - формирование ценностного отношения к изучаемому профилю. И универсальные учебные действия должны быть иными, а не те, которые заявлены в общем образовании. Им была предложена компетенция креативности, а так же познавательные регулятивные и коммуникативные ууд следует формировать не в соотвествии возрастным особенностям ребенка а усложнять, забегая вперед (если ребенок младшего школьного возраста, то у него него надо формировать компетенции прописанные для среднего образования и т.д.). Еще достаточно основательно ученый рассуждал о понятиях обучения, развития и воспитания. По его мнению, развивающие задачи приводят к метапредметному результату. Было отмечено важное отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности. Каждую свою мысль профессор подкреплял фразой: "Это мое ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ".
И вроде бы все правильно сказано, но что-то не то и не так.
Первое не то и не так. Что такое единое образовательное пространство и как его добиться на просторах страны? Да, наверное, надо осмыслять как меняются требования к образовательным результатам и какими средствами, методами и технологиями их можно достигать в едином режиме в любой сфере образования, а для этого необходимо обновлять набор профессиональных компетенций у педагогов общего, дополнительного и профессионального образования. Тем более, что педагоги дополнительного общеразвивающего образования находятся в более благоприятных условиях для этого: отсутствуют жесткие рамки стандарта, отсутствуют аттестационные требования к результату, их профессионализм не оценивают по результатам ЕГЭ и прочим экзаменационным испытаниям детей, к ним приходят дети с внутренней мотивацией к занятиям, занятия в основном длятся полтора часа, в работе с детьми царит неформальное общение. Единственная неприятность - программу надо разрабатывать. Благодаря этим почти комфортным условиям достигать личностных и метапрадметных результатов легче, чем на уроках в школе, т.к. организовать изучение тем через образовательные технологии доступнее, чем в классно-урочной системе обучения. А господин Куприянов вдруг предлагает новое понимание метапредмености и воспитания в условиях дополнительного образования, перечеркивает возрастные психофизиологичекие особенности детей и объективный педагогический понятийный аппарат. Мне всегда казалось, что метапредметность это универсальные инструменты, которые позволяют действовать человеку в любой сфере деятельности, а воспитание происходит по определенным направлениям в любой сфере образования. То есть подразумеваются определенные ценности нравственности и гуманизма, определенные качества личности, определенные модели поведения, определенные свойства души, развитие эмоционального интеллекта, социальной культуры и пр. А тут получается, воспитание в дополнительном образовании это формирование ценностного отношения к профильной деятельности. Хорошо если ты попал на программу соц-пед направленности, тогда там тебя научат Родину любить, людей понимать и им помогать, а вот если ты выбрал программу технической направленности то извини, ты ощутишь значимость, красоту и социум только "железок". Это судя по предложенной логике, что воспитательные задачи приводят к личностному результату. Печалька получается.
Второе не то и не так. Почему основы педагогических подходов и в частности системно-деятельностный подход не распространяется на дополнительное образование? Открываешь выпуски журналов "Дополнительное образование и воспитание" за 2018 год, слушаешь методологов, которые устраивают вебинары по вопросам проектирования программ и возникает вопрос: "А мы на вечно застряли в 2000 годах?". Хотя именно в 2000 годах методологи пед университетов абсолютно четко формировали фундаментальные основы системного подхода в образовании и примитивно объясняли студентам, магистрантам о том, что если ты прописал эту задачу в своей программе то, она в итоге даст идентичный ей результат и определит тематическое содержание программы. И получается, что в современных ДООП задачи могут быть про одно, а вот результаты из единого образовательного пространства как бы современные, а содержание исключительно предметное, без всякий современных образовательных технологий. Стеб, конечно, с моей стороны, но увы, зато точно.
Третье не то и не так. Ни для кого не секрет, что не смотря на столетний возраст, отдельного направления в педагогической науке под названием дополнительное образование почти не было (как и любой другой). Были специализированные методики образовательных областей, которые готовили для работы в общих и дополнительных сферах образования. Дипломированных специалистов дополнительного образования никогда не производили до недавнего времени. Сейчас появляются учебники для студентов факультетов дополнительного образования что-то вроде - педагогика, педагогические технологии и методики дополнительного образования, после их подробного изучения чувствуешь себя глубоко обманутым, потому что в них рассматриваются общепринятые образовательные педагогические позиции.
Все знают, что государственное финансирование предоставляется только под те программы и проекты, которые направлены на реализацию национальных приоритетных проектов. Доступное дополнительное образование - это национальный приоритетный проект. Думается, что идет большое финансирование деятельности педагогических коллективов и команд которые разработали проекты по "развитию" дополнительного образования и выиграли гранты. Выделенные средства нужно быстро освоить, а времени на осмысление как адаптировать реформацию происходящую в российском образовании в условия дополнительного образования совсем нет. Гораздо легче опираться на опыт сформированный в середине 2000 годов. А еще открылась возможность для реализации педагогического маркетинга, который заключается в способности доверчивым, сомневающимся в себе профессионалам ПРОДАВАТЬ прописные истины через членства в закрытых сакральных педагогических сообществах, в обеспечении доступа к традиционным лекциям в обязательных онлайн-режимах и главное, неведомого до этого времени продажи эмоционального интеллекта. А меру педагогической научной, методологической ответственности всегда можно уравновесить фразой - ЭТО МОЕ ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ.
Harrah's Reno Hotel & Casino - JT Hub
ОтветитьУдалитьFind great 계룡 출장마사지 deals 남원 출장안마 at Harrah's Reno Hotel & Casino 광주 출장샵 in Reno starting at $49. Save up to 60% off with our Hot Rate 하남 출장안마 deals when booking a last minute hotel 광주광역 출장샵